Студийные занятия в Ср. 19.00-22.00; в Сб.: 13.00-16.00; в Вс.: 12.00-15.00   

Масло. Натюрморт

Для разминки

Исполним первый натюрморт карандашом и легкими красками (акварель, гуашь, пастель, или, даже, фломастерами). Пройдя этот этап перейдем к письму масляными красками (ниже).

как рисовать масляными красками

 

 

Начните с простых объектов. Их легко можно сопоставить с геометрическими фигурами (шар, куб, цилиндр). Например, выберем: стеклянную бутылку, апельсин, грушу, морковь и ломтик арбуза. (Ваши гастрономические предпочтения могут быть другими). Разложите все это на столе, таким образом, чтобы группа ваших объектов составляла приятную композицию.

Подберите источник света (лампу, софит) и постарайтесь создать некоторую игру света-тени. Обратите внимание на то, существует ли гармония между объектами. Если вам приятно наблюдать вашу композицию (взгляд "отдыхает" на ней), то модель готова!

Обратите внимание на форму отдельных объектов и сравните ее с простыми плоскими фигурами (круг, квадрат, прямоугольник и т.д.). Затем обратите внимание на соотношения между объектами (их положение и размер). Теперь внимание на, цвета, игру света и тени, которую вы создали, и, наконец, пространство, в котором объекты расположены.

Итак:

1) форма
2) состав
3) цвет
4) свет
5) тени
6) пространство

Описанная последовательность не является строгой, можно поменять порядок, подчиняясь вашей интуиции.

Теперь, давайте работать!

Мы начинаем наш первый проект, пытаясь материализовать невидимые линии, которые облегчат нашу работу. Берем карандаш "НВ" и начинаем рисовать основные линии. Первая линия, которую нам необходимо определить – линия горизонта. В нашем случае это стык между столом и стеной. Линия А. Вторая линия – та, которая определяет центр композиции и, следовательно, центральную фигуру (апельсин): апельсиновый круг мы назовем Линей B.

как рисовать масляными красками

 

 

Определите те объекты, которые окружают апельсин, начиная с самого крупного постепенно переходя к более мелким. Это Линии C, D, E, F, G.

Вы можете облегчить эту работу, если она показалась вам сложной, представив себе, что апельсин вписан в квадратную ячейку прямоугольной сетки, которая покрывает всю композицию.

 

 

 

 

Этот квадрат станет нашей относительной единицей измерения. Если хотите, вы можете нарисовать на листе кальки сетку, и использовать ее на первых порах для того, чтобы понять эту технику.

Определите размер каждого элемента, например, высота бутылки равна четырем квадратам (или четырем апельсинам), арбуз – двум, и так далее.

 

 

 

 

 

 

Карандашом "НВ" нарисуйте все исследуемые линии, начиная с линии горизонта, затем – апельсин, и так далее. Старайтесь рисовать упрощенные формы (простые фигуры), обращая больше внимания на пропорции, подробности упускайте из виду. Сделайте несколько проб, пока вы не получите хороший рисунок.

 

 

 

 

 

 

 

После того, как вы добьетесь точных пропорций, карандашом "2В" обведите контуры фигуры. Сделайте очертания более решительными. Неважно, что рисунок мало похож на оригинал, это ведь не портрет, вы должны пытаться создать приятное изображение натуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

Делайте это упражнение чаще, и вы обнаружите, что с практикой приходит уверенность и вам уже не нужно тратить много времени на поиски пропорций, линий и их отображение. Упражнение, может показаться утомительным, но с добавлением цвета и тени (на последующих занятиях), вы останетесь довольны вашей работой.

 

 

 

 

А теперь серьёзно!

 

Составим композицию из предметов, которые несложно найти в продаже или у себя дома. Лучше избегать металлических, стеклянных, блестящих объектов, поскольку их рисовать сложнее. Рисовать будем на холсте 70х60 см. Приготовьте также всё необходимое для работы: мольберт, краски, кисти, карандаши, ёмкость для растворителей и пр.

Лучше брать масляные краски для живописи на льняном масле. Такие краски со временем меньше тускнеют. Для первых занятий можно приобрести грунтованный холст, но в дальнейшем лучше научиться грунтовать холст самостоятельно.

 

 

 

 

Первое, что нужно сделать - рисунок карандашом. Выполните его по методике, изложенной в предыдущем уроке.

Обратите внимание на особенность предложенной в этом уроке композиции. Появился качественно новый предмет - кувшин. Будьте внимательны при передаче формы этого предмета, поскольку он находится в центре композиции, и искажения будут бросаться в глаза гораздо больше, чем ошибки при передаче формы, например, баклажана.

 

 

 

  

Когда рисунок в карандаше будет готов, возьмите кисть из щетины №1 со слегка удлинённым волосом и краску - коричневый Ван Дик изрядно разбавленный скипидаром, и подчеркните линии вашего рисунка, сделав его более чётким.

 

 

 

 

 

Теперь переходите на ваши объекты, используя плоскую кисть №6. Не старайтесь делать эскиз картины, просто старайтесь усовершенствовать ваш рисунок. Когда вы работаете над любым из предметов, представьте его форму и делайте мазки кистью как бы вдоль его поверхности. Не смущайтесь, если делаете ошибки или движения вашей кисти получаются неловкими и не очень быстрыми. Когда закончите эту работу, дайте вашему рисунку просохнуть в течение дня.

 

 

 

 

Следующий шаг - чтение цветов, которые составляют картину. Читаем основные цвета. В данном примере мы будем использовать:

Для фона: Коричневый Ван Дик*, Земля Сиены натуральная, Земля Сиены жжёная.
Для плоскости стола: Белила Титановые, Коричневый Ван Дик, Земля Сиены натуральная и жженая.
Для кувшина: Белила Титановые, Земля Сиены натуральная, Зелёный стойкий тёмный.
Для баклажанов: Коричневый Ван Дик, Прусский синий, Кобальт синий тёмный.
Для красного перца: Лак гарансовый тёмный, Кадмий красный, Вермильон светлый.
Для жёлтого перца: Кадмий жёлтый тёмный, Жёлтый стойкий тёмный, Жёлтый основной.
Для стеблей: Зелёная земля, Кадмий зелёный.

(Названия красок приводятся по серии Classico).

 

 

Для фона мы используем коричневый Ван Дик и Землю Сиены натуральную, немного изменив тональность фона по сравнению с оригиналом (фотографией), поскольку на фотографии цвет фона не очень хорош. (Так же поступаем со столом). Краску нужно накладывать ровными мазками, пытаясь подчинить движение вашей кисти форме предмета, подчеркивая, таким образом, его пластику и объем.

 

 

 

 

Начинаем писать черновой набросок. Это основа картины и требует большого внимания. Для чернового наброска используются краски так называемых мёртвых тонов и их смеси - белый, чёрный, коричневый Ван Дик, Земля Сиены жжёная, Синий кобальт, Красный кадмий, Зелёная земля, Охра жёлтая, и пр. Обобщая, скажем, что для чернового наброска подходят земляные краски в противоположность лакам.

 

 

 

 


Теперь очередь кувшина. Избегайте однообразных мазков. Покройте всю поверхность кувшина, используя тёмные тона, которые впоследствии будут высветляться. Когда вы работаете над эскизом, представьте, что собираете мозаику, применяя цвет без растушёвки, как будто ткёте ковёр из небольших кусочков.

 

 

 

 

 

 

Далее обеспечиваем слияние оттенков (плавный переход между тонами) и заканчиваем, уточняя уровни светлого и тёмного. Для этого используем Белила титановые, оттенки фона, Зелёную землю, и Кадмий зелёный.

То же проделываем с остальными предметами. Для баклажанов используем Кобальт синий тёмный и коричневый Ван Дик.

 

 

 


 

Жёлтый перец будет набросан Жёлтым основным и Жёлтым стойким тёмным, Землёй Сиены натуральной. Для красного перца используем Кадмий красный. И, наконец, для стеблей - Зелёная земля. Часто набросок осуществляется только коричневым цветом, но многие пользуются большим количеством цветов, как в нашем случае.

 

 

 

 

 

Прежде чем продолжить, следует просушить эскиз в течение нескольких дней. Только тщательно высушенный набросок позволит в дальнейшем получить хороший результат.

Приступаем к работе с цветом. Первый слой краски накладываем, не вдаваясь в детали. Достаточно лишь передать цветовой тон, отдавая дань форме предметов и их освещённости. Т.е нужно лишь слегка задать цвет всем объектам.

 

 

 

 Затем начинайте вдаваться в детали. Внимательно наблюдайте за светом, рефлексом и тенями (см. левый баклажан).

Продолжайте работать над другими баклажанами. Оттенки всех объектов и фона должны подбираться таким образом, чтобы не получился тональный разрыв между однотипными объектами, поэтому, приготавливая краску для первого баклажана, помните об остальных.

Чтобы ваша картина была убедительной нужно попытаться сделать её объёмной, передать форму каждого объекта. Работать нужно быстрыми мазками.

 

 

 

 

Обратите внимание, что некоторые области вашего натюрморта, по мере их высыхания, "слабеют". Тени выглядят ослабленными, а освещённые места теряют яркость. Это происходит из-за того, что нижние слои поглощают масло из верхних. Чтобы поправить дело возьмите плоскую кисть №6, обмакните её в масло, излишки снимите, сделав несколько мазков по чистой ткани. Такой смазанной кистью пройдитесь по поверхности пересохшей зоны небольшими круговыми движениями. Так вы вернёте краскам потерянное масло.

 

На этом ваша работа завершена, и вы можете гордиться собой!

 

 

По материалам сайта http://www.137infiniti.eu/

 

 

т. +7 921 992-11-43; E-mail: school@artery.ru

Search

.